ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ

ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ

КОНСТИТУЦИЯ 1924 Г.

План

1. Развитие советской федерации до принятия Конституции СССР 1924 г.

2. Первая Конституция Союза и новые конституции республик

Литература

Контрольные вопросы

1. Развитие советской федерации до принятия Конституции СССР 1924г.

Вследствие реализации национальной политики, признающей право наций на самоопределение, на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции появились формально независимые, советские республики (РСФСР, Украина, Белоруссия, закавказские республики). В период гражданской войны их объединяла в первую очередь необходимость защиты нового социалистического строя от внутренних врагов и от внешней военной интервенции, поэтому формы объединения носили в основном военно-политический характер. После окончания гражданской войны возникли также задачи восстановления народного хозяйства, объединения скудных финансово-экономических ресурсов, выработка ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ единой внутренней и внешней политики, в связи с чем федеративные отношения между республиками вступили в новый этап.

Первоначально взаимодействие республик складывалось в формах, которые могли бы привести к их объединению в рамках РСФСР, без образования новой федерации. Представители высших органов власти республик участвовали в работе высших органов власти РСФСР. Например, на IX (декабрь 1921 г.) и X (декабрь 1922 г.) Всероссийских съездах Советов были представлены все существовавшие в то время независимые советские социалистические республики. Во ВЦИК, избранный IX съездом Советов, вошли представители Украины, Белоруссии и закавказских республик. Республики практиковали поручительство представительство своих интересов органам власти РСФСР. В январе - феврале 1922 г. они поручили ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ своим полномочным представителям при Правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту их общих прав и интересов. Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается Генуэзской конференцией. РСФСР поручалось более широкое представительство интересов восьми республик в сферах экономической и политической, и притом по отношению к неограниченному кругу государств. В 1921 - 1922 гг. в топливной, химической, металлургической и других отраслях промышленности Украины, Азербайджана, Белоруссии создаются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. В 1922 г. завершилось объединение транспорта и связи, руководство морским, железнодорожным транспортом и связью сосредоточивается в соответствующих наркоматах РСФСР. РСФСР стали приниматься планы и бюджеты, касающиеся не ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ только России, но и других республик. Первым таким планом был план ГОЭЛРО, принятый VIII Всероссийским съездом Советов 29 декабря 1920 г. и предусматривающий проведение ряда работ на Украине и в Закавказье. Появление единого хозяйственного плана обусловило дальнейшее объединение органов управления хозяйством. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР. В Декрете ВЦИК, принятом в декабре 1921 г., говорилось, что сметы всех республик, и входящих в РСФСР, и союзных с ней, а также составляемые народными комиссариатами финансовые сметы общегосударственных доходов и расходов вначале рассматриваются в Бюджетном совещании при Народном комиссариате финансов РСФСР, а ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ затем вносятся в Совет Народных Комиссаров. Далее с его отзывом эти сметы поступают во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Единство бюджета влекло за собой и утверждение единой налоговой и денежной систем, дальнейшее объединение органов финансового управления.



Таким образом, федеративные отношения советских республик в 1921 - 1922 гг. характеризовались объединением их хозяйства, прежде всего, в важнейших отраслях - промышленности, транспорте, финансах, укреплением военного единства, созданием прочного дипломатического союза в основном под руководством органов власти РСФСР.

Однако такой подход к «автономизации» республик в рамках РСФСР, сторонником которого являлся в том числе И.В. Сталин, встретил значительное сопротивление в самих республиках, так как вел к умалению их ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ статуса, фактическому подчинению России. Поэтому при выработке новых форм федеративных взаимоотношений был взят план, предложенный В.И. Лениным. Сущность этого плана заключалось в создании новой федерации равноправных субъектов - СССР, в которой Россия сама является федерацией, включающей национальные автономные республики и автономные области.

В результате работы над последним подходом в декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, Всероссийский съезд Советов, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской социалистической федеративной советской республики, включавшей в себя Азербайджанскую, Армянскую ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ и Грузинскую советские социалистические республики. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

Декларация и Договор об образовании СССР были ратифицированы ЦИКами союзных республик в 1923 году.

2. Первая Конституция Союза и новые конституции республик

Создание Советского Союза завершилось ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ принятием Конституции СССР 31 января 1924 г. II Всесоюзным Съездом Советов. Тем самым была поставлена точка в многочисленных дискуссиях о необходимости принятия Конституции Союза, так многие считали достаточным Договора об образовании СССР. В результате был принят компромиссный вариант, в соответствии с которым Конституцию СССР составляли краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Однако Договор был существенно изменен по сравнению с текстом 1922 г. в сторону усиления полномочий Союза при сохранении упоминаний о суверенитете республик. Например, в тексте Договора 1922 года было 26 статей, а в тексте, вошедшем в Конституцию СССР 1924 года – 72 статьи.

Основные цели принятия Конституции СССР 1924 г. – закрепить образование ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ СССР, отразить его природу, состав, символы, высшие органы власти и разграничить компетенцию между СССР и входящими в его состав республиками.

Конституция СССР 1924 года ввела «двухэтажную структуру» высшего представительного органа власти, аналогичную существовавшей в РСФСР по Конституции 1918 года. Высшим органом государственной власти Союза ССР провозглашался съезд Советов, созывавшийся на очередные сессии один раз в год, а в период между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая структура ЦИКа должна была отразить федеративную природу союзного государства. Совет Союза избирался съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально их населению, а Совет Национальностей – по установленной квоте, независимо от численности ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ населения: пять человек от каждой союзной и автономной республики и один представитель от каждой автономной области. Делегаты на съезд Советов, как и в РСФСР, избирались многоступенчатым голосованием: от республик, имеющих губернии – на губернских съездах советов, от остальных республик – на республиканских съездах советов. Сохранялось также неравное представительство от рабочих и крестьян: 1 депутат от 25 тысяч избирателей городских поселений и 1 депутат от 125 тысяч сельских жителей.

ЦИК работал в сессионном порядке (не реже трех сессий в год) и являлся основным законотворческим органом Союза. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза считался Президиум ЦИК, работающий на ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ постоянной основе. Следует отметить, что Союзная Конституция 1924 года, как и первая российская Конституция 1918 года, отказались от принципа разделения властей, поэтому представительный орган власти считался одновременно высшим законодательным, исполнительным и контрольным (распорядительным) органом власти.

Исполнительным и распорядительным органом власти, формируемым ЦИК и подотчетным ему, являлось правительство – СНК СССР. С учетом федеративной природы Союза и разграничения компетенции между Союзом и республиками оно включало две группы народных комиссариатов: общесоюзные и объединенные, когда в республиках имелись одноименные наркоматы, подчиненные союзным.

В Конституции СССР 1924 было уделено внимание также правоохранительным органам. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Учреждена должность Прокурора Верховного Суда СССР.

Одним из ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ главных вопросов любой федерации является разграничение полномочий между центром и субъектами федерации. В Конституции СССР 1924 года был применен принцип регулирования, когда исчерпывающим образом определяется компетенция Союза, а все остаточные предметы ведения и полномочия относятся к ведению субъектов федерации. В связи с этим к ведению Союза ССР были отнесены ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение; установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов республик; руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, вооруженные силы. Компетенция республик не определялась, вне пределов, отнесенных к ведению Союза, она обладала всей полнотой государственной власти. Более того, за ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ ней признавалось наличие ограниченного суверенитета, право иметь свою конституцию, законы, гражданство (которое являлось единым с гражданством СССР).

На основе и в соответствии с Конституцией СССР 1924 года во всех союзных республиках были приняты свои конституции. Например, Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. ХII Всероссийским съездом Советов. В ней было закреплено вхождение РСФСР в состав СССР, система высших и местных органов государственной власти, ее административно-территориальное и государственное устройство.

Конституция РСФСР 1925 года сохранила имевшуюся ранее структуру высших органов власти. Но в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, в ней разграничивается компетенция съезда Советов и ЦИК. К исключительному ведению съезда отнесено установление, дополнение ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ и изменение Конституции России и окончательное утверждение конституций автономных республик. Остальные вопросы: утверждение законов, налогов, плана, бюджета и др. могли решаться и съездом, ЦИК.

Новеллой Конституции РСФСР 1925 года является глава «Об автономных советских социалистических республиках и областях», так как данные национально-территориальные образования стали появляться в России с 1919 года (Башкирская АССР). А к концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области. Было установлено, что автономные республики имеют свои конституции, которые ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ принимаются их съездами Советов, утверждаются ВЦИК и Всероссийским съездом Советов. Что касается автономных областей, то основными актами в них считались положения, принимаемые съездом Советов области и утверждаемые ВЦИК.

Литература

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф./ Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкгов. Федерализм в истории России. М., 1992. Кн. 1.

2. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 - декабрь 1991 гг.)/ А.С. Емелин. М., 1999.

3. История национально-государственного строительства в СССР. 1917 - 1978. 3-е изд., доп. и перераб.: В 2 т. М., 1979.

4. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1 - 2. / Э. Карр. М., 1990.

5. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

6. Курицын В.М. Советская союзная ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ Конституция 1924 года: разработка и основные принципы // Сов. государство и право. 1975. №1.

7. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.

8. Семидеркин Н.А., Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1925 года // Сов. государство и право. 1976. №1.

9. Хуторской В.Я. История России. Советская эпоха (1917 - 1993). М., 1995.

10. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. М., 2004.

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте взаимоотношения между советскими республиками в период до образования СССР. Почему, на Ваш взгляд, не прошел план «автономизации» Украины, Белоруссии, закавказских республик в составе РСФСР?

2. Какую природу (договорную или конституционную) имеет Союз ССР? Свой ответ обоснуйте.

3. На основе анализа Декларации, Договора об образовании СССР и Конституции СССР ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ 1924 года назовите основные особенности Союза ССР как федеративного государства.

4. Назовите основные черты Конституции СССР 1924 г.

5. Опишите систему высших органов государственной власти по Конституции СССР 1924 года.

6. Назовите основные особенности Конституции РСФСР 1925 года.


documentazjvojx.html
documentazjvvuf.html
documentazjwden.html
documentazjwkov.html
documentazjwrzd.html
Документ ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ПЕРВАЯ СОЮЗНАЯ