Что изучает словообразование

Словообразование— раздел языкознания, изучающий об­разование слов, отношения производности между однокорен-ными словами.

Производность является центральным понятием словооб­разования. Производность — это такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение про­изводного слова непосредственно могут быть выведены из фор­мы и значения другого слова — производящего (или несколь­ких производящих слов): студент —> студентка; студенче­ский совет —» студсовет. Направление производности при словообразовательном разборе принято показывать стрелкой: нести —» унести (в тех случаях, когда направление производ­ности не вызывает сомнений, вместо стрелки часто использу­ется также тире: дом — домик).

Слово типа домик (= 'маленький дом'), основа которого связана по форме и значению с основой Что изучает словообразование другого однокоренного слова, называется производным словом (у него произ­водная основа). Для каждого производного слова есть свое производящее: для слова баскетболист произво­дящее слово баскетбол, для слова лесок — слово лес. Основа производящего слова -называется производящей ос­новой. У производных слов, образованных путем сложения, имеется по нескольку производящих: шесть уровней —» шес­тиуровневый.

Слова типа лес, дом, шесть, у которых внешний вид осно­вы и лексическое значение не выводятся из формы и значения других, более простых однокоренных слов, называются непро-




6*



изводными словами; непроизводными называются и основы таких слов.

189.Из приводимых пар выпишите выделенные слова, каждое в
его начальной форме. Отделите в них основы Что изучает словообразование от словоизменительных
аффиксов, покажите стрелкой направление производности; укажите,
какая основа является производящей, а какая — производной.

Образец:

веточка — 'маленькая ветка':ветк(а) —» веточк(а); про­изводящей является основа слова ветка (ветк-), производ­ной — основа слова веточка (веточк-).

Боронить— 'разрыхлять бороной'. 2. Бычок— 'молодой бык'.3. Виноградник— 'место, где растет виноград'. 4. Влаж­ный— 'пропитанный влагой'. 5. Волчонок— 'детеныш вол­ка'. 6. Голосистый— 'обладающий сильным, звучным го­лосом'.7. Дневной— 'производимый в течение одного дня'.8. Кожанка— 'кожанаякуртка'. 9. Гитарист— 'музыкант, играющий на гитаре'.

190.Сопоставьте основы приведенных слов. Определите, какая
из них производная, какая — производящая.

Стол — столовый, лес — лесистый, дед — прадед, читать — перечитать, добрый — предобрый, новый — по-новому, доро­га Что изучает словообразование — подорожник, красный — краснота, сила — осилить, блед­ный — бледность, борода — бородач, белый — белизна, учить — учение, бегать — бегун, музыка — музыкант, печь — печенье.

191.Укажите, какое из двух слов, приведенных в скобках, явля­
ется производящим для слова, стоящего за скобками.

Вечером (вечер, вечерний), выход (выходить, ход), непри­миримый (примиримый, примирить), краснота (красный, краснеть), взмолиться (молиться, молить), по-осеннему (осень, осенний), учение (учить, ученый), подосиновик (осина, осиновый), переписать (писать, переписка), белизна (белый, белеть), прилет (прилететь, летный), бегун (бегать, бег), негромко (негромкий, громко), бородач (борода, бородатый), очернить (чернить, черный), разрешение (решение, разре­шить).




192.Сгруппируйте однокоренные слова. Определите вид основы каждого слова: членимая или нечленимая, производная или Что изучает словообразование непроиз­водная.

Весна, аптечный, смешной, звать, по-весеннему, называть, чистый, краска, весенний, чистота3, прибрежный, чистить3, смеяться1, аптечка, красить, смех, чище, берег, зов, бережок, чистка, перекрасить2, аптека.

___________________________________________________


documentazjykiz.html
documentazjyrth.html
documentazjyzdp.html
documentazjzgnx.html
documentazjznyf.html
Документ Что изучает словообразование